На самом деле, данная статья не только будет интересна всем потенциальным участникам судебного процесса по неисполненным обязательствам – должникам, кредиторам, счастливым парам, но и в полной мере покажет то, чем мы по сути занимаемся. Коротко и емко.
Порой кажется странным, что к нам приходят люди за советом после консультаций некоторых глубокоуважаемых юристов, где они не получили ответов на элементарные вопросы. Тем не менее, набравшись достаточного опыта в исправлении чужих ошибок и стабильности в работе, настоящую консультацию даем абсолютно бесплатно, в том числе для наших коллег-конкурентов. Нам не жалко.
Допустим, ситуация следующая: супруги нажили в браке автомобиль, квартиру и земельный участок. Все было приобретено в собственность в течение нескольких лет в полном семейном согласии без намека на проблемы с кредитами впереди.
Предположим, машина оформлена в собственность на жену, квартира – пополам, а земля – на мужа на 100%.
Муж занимается бизнесом и вдруг попадает в зону интересов своих кредиторов, перед которыми появляются неисполненные обязательства. Рано или поздно приходит понимание, что банкиры скоро все заберут, но есть одна лишь радость – ничего никому не было передано в залог.
С точки зрения наполнения конкурсной массы в процедуре банкротства или утверждения объектов торгов в ходе исполнительного производства, мы имеем следующую картину: половину стоимости машины и земли можно «стрясти» с жены, а квартира останется нетронутой согласно принципа «неприкосновенности единственного жилья».
Итак. Кредиторы приходят в суд, побеждают, получают решение суда и исполнительный лист в отношении мужа-должника и прицеливают свой взгляд на ½, принадлежащую супруге. При грамотном подходе и наличии нужной информации можно даже на все наложить обеспечительные меры. В принципе, тут все просто. Для тех, кто долгами занимается профессионально, это ежедневная йога.
Сейчас не будем подробно рассматривать технические детали, как это делается – суды, суды и еще раз суды. Только по все новым причинам и основаниям. Коснемся лишь самой сути.
Семейный и Гражданский кодексы РФ позволяют нам осуществить взыскание за счет имущества, в том числе принадлежащего супруге. «Муж и жена – одна Сатана».
Теперь вопрос: как сберечь все наши семейные активы?
Есть несколько вариантов.
Заключить до или во время брака нотариальный брачный договор, по которому все принадлежит жене, а по долгам отвечает только супруг-должник. Но главное, чтобы к моменту наступления описанных выше обстоятельств с даты заключения такого договора прошло 3 года, по истечению которых его нельзя оспорить в суде. А времени у нас столько нет. И тут есть еще одно «НО!» – нотариус обязательно пропишет, что при получении заемных средств каждый из супругов обязан под роспись известить своих кредиторов о наличии данного договора между супругами. Так кредиторы считаются уведомленными о том, что, в случае чего, с жены «взятки гладки». Иначе его можно признать мнимым и недействительным со всеми вытекающими последствиями.
Оформить во время или после брака нотариальное соглашение о разделе совместного имущества. Хорошая бумажка, но при толковых спецах в команде оппонента, ее также можно повесить на стену в туалетной комнате. А если она появилась на Свет во время текущего долга или опять же в течение последних 3 лет до ее оспаривания, то в суде лучше вообще не позориться подобной инсинуацией.
Подарить, продать, переуступить активы жене. Тоже не выход. Любая из перечисленных сделок, совершенная с аффилированным лицом даже в течение последних 10 лет, подлежит оспариванию. А чтобы это доказать, не надо быть Пинкертоном – любой судебный запрос «проявит пленку». Стороны сделки – муж и жена. Точка. Бесспорное указание на прямую заинтересованность супругов сохранить имущество и увести его от взора кредитора – достаточное основание для реституции, то есть возврата всего на свои первоначальные места.
Что мы получаем на выходе? Ноль! Польза от таких документов только для нотариуса, который берет немалые деньги за их составление и утверждение, и для юристов, которые небескорыстно советуют прибегнуть к их использованию.
Какой есть альтернативный путь? Рассказываем.
В предвкушении безысходности войны с кредиторами в ближайшем будущем для убедительности срочно разводимся и перестаем выкладывать в соцсетях совместные семейные фотографии. Формальность расторжения брака кредиторам придется принять как факт. И не важно живете вы вместе или нет. Даже если кто-то докажет, что вы продолжаете жить на одной жилплощади, в нашей схеме это не имеет ни малейшего значения.
Не дожидаясь получения свидетельства о разводе в ЗАГСе, следующим шагом супруга подает иск в суд о разделе всего имущества пополам. И тут должник машет кредиторам ручкой. У мужа есть 2 варианта действий в зависимости от наличия или отсутствия времени.
Если имеется цейтнот, то муж как ответчик, приходит в суд и предлагает утвердить мировое соглашение, по которому он передает «бывшей» жене все, что у него есть, в обмен на 10 000 рублей. Да хоть за рубль.
Естественно, жена соглашается, суд тоже, и утверждает такое мировое соглашение своим определением, которое вступает силу через 15 дней.
Меня спросят: неужели нельзя оспорить утвержденное судом соглашение? Отвечаем: да, мировое – это сделка. Сделки оспариваются. Редкая – 0,001%, – но все же есть судебная практика по отмене таких определений судов, но сделать это крайне сложно, потому что жена получает исполнительный лист и все переоформляет на себя в Росреестре абсолютно законно.
Если есть еще хотя бы один месяц в запасе, то еще безопаснее следующая схема: жена делает оценку всего имущества и просит оставить все активы ей. Муж приходит в суд и соглашается со всеми требованиями жены в полном объеме. Ему для бывшей спутницы жизни ничего не жалко! В этом случае суд выносит уже не определение, а решение, которое вступает в силу через 30 дней, в течение которых кредиторы теоретически могут «зайти» в апелляцию, но шансов мало, так как сначала им придется доказать что они являются заинтересованной стороной. У кого-то будет мнение, что можно изменить подобный судебный акт по вновь открывшимся обстоятельствам. Но, поверьте, вероятность такого развития событий еще меньше.
Главное, все делать быстро. Почему?
Во-первых, кредиторы могут еще «спать» и точно не следят за вашими посторонними судебными тяжбами.
Во-вторых, даже если они попробуют включиться в ваш процесс, суд их удовлетворит, максимум, как третью сторону, не заявляющую самостоятельных требований.
В-третьих, оспорить такое решение или определение суда у них не будет оснований. А предварительные аресты на 99,9% суд отклонит.
В-четвертых, изменить утвержденное СУДОМ и вступившее в законную силу мировое соглашение, а тем более решение, по вновь открывшимся обстоятельствам не согласиться ни один суд: ни общей юрисдикции, ни арбитражный.
Можно продолжить выискивать плюсы данной схемы, но главные из них – простота и надежность. Следовательно, после ее реализации должник-физик спокойно идет в банкротство и не переживает за семейные активы, так как из единственного жилья выселить никто не имеет права.
Вот только остается вопрос, как дальше себя поведет ваша «бывшая» супруга со всем оставленным ей имуществом? Как сделать так, чтобы, ни дай бог что, у вас осталось право на половину всего, переоформленного на нее по вышеописанной схеме с мировым соглашением или решением суда?
И вот тут, если интересен на него ответ, милости просим в наш уютный офис в центре Москвы или Питера.