14 мая 2019 года для нашей компании оказался очень хорошим днем. Мы очень переживали, ждали его, верили, надеялись и победили. Итак, что же произошло?
В Арбитражном суде г. Москвы (дело № А40-230526/2018) нам удалось привлечь директора должника к субсидиарной ответственности без проведения процедуры наблюдения!!!
А дело было так. Наш клиент-физик купил с торгов дебиторку юрика для дальнейшего взыскания. Бизнес, конечно, сомнительный, но имеет место быть. Первым его верным шагом было обращение в нашу компанию за помощью еще до получения документов по цессии. Настрой у него был боевой: он знал, что компания Гранд Декор не заплатит по исполнительному листу в добровольном порядке (иначе не было бы смысла кому-то продавать этот долг). Клиент сразу принял решение вложить деньги в процесс и пойти по пути привлечения к субсидиарной ответственности Дзебоева, руководителя компании.
Стоит напомнить о том, что в Законе «О несостоятельности (банкротстве)» фигурирует несколько бесспорных оснований для привлечения к субсидиарной ответственности руководителя компании-должника:
Действия фактического руководителя (номинал может на него указать пальцем), которые привели к причинению ущерба кредиторам.
Непредставление главой организации бухгалтерской отчетности и иной документации (ни одной бумажки) арбитражному управляющему.
Неподача директором заявления о самобанкротстве в месячный срок с момента образования (вопрос открытый) кредиторской задолженности.
Надо сказать, что с 2017 года по вышеуказанным основаниям руководителя предприятия можно привлечь в рамках процедуры банкротства лишь после стадии наблюдения, в ходе которой арбитражным управляющим будут выявлены и установлены все обстоятельства дела, экономическое положение должника, а также будет собрана информация о его пассивах и активах, подлежащих реализации для выплаты кредиторам.
Именно для этих целей законодатель дает полгода времени, чтобы АУ успел сделать все необходимые публикации, направить все запросы об имеющемся имуществе в различные структуры и получить на них ответы, подготовить отчет и провести собрание кредиторов. И несмотря на желание наших клиентов пройти этот путь как можно быстрее, крайне редко удается сократить этот срок.
Без процедуры наблюдения, по логике, нельзя оценить возможности должника расплатиться со всеми кредиторами. Именно по результатам наблюдения принимается решение о финансовом оздоровлении, внешнем управлении или конкурсном производстве. В 2017 году законодатель разрешил привлекать директора к личной ответственности по долгам компании после наблюдения и без перехода на следующие этапы банкротства. Действительно, если у дебитора ничего нет за душой, зачем тратить лишние деньги? Поэтому в ходе судебного заседания о рассмотрении отчета АУ и о переходе в «конкурс», мы вместе с нашим управляющим заявляем о нежелании двигаться дальше в связи с отсутствием финансирования и отдельным заявлением уходим в субсидиарку. Тем не менее, в вопросе привлечения учредителей по долгам компании, то их пока можно привлечь только в «конкурсе».
Однако и процедура наблюдения тоже не является дешевой: 30 000 в месяц на АУ в течение 6 месяцев – это уже 180 000 + публикации и иные расходы арбитражника. Итого выходит под 250 000 рублей.
В случае же с описываемым успешным делом как раз единственной проблемой была ограниченность бюджета на проект, поэтому, когда мы пришли в суд с просьбой ввести процедуру наблюдения под письменную гарантию оплатить услуги АУ, нам было отказано с требованием единовременно внести 180 000 рублей на депозит Арбитражного суда г. Москвы. Мы ушли, но обещали вернуться.
Спустя месяц мы как следует подготовились, нарыли на Дзебоева много полезной информации о том, что у него есть еще 4 организации, где он также является директором, со схожими названиями и с тем же юрадресом, уместили эту информацию в емкое заявление о привлечении руководителя к субсидиарной ответственности и, набрав полные легкие воздуха, пошли в бой.
Судебных заседаний у нас целых 4 там, где обычно все заканчивается двумя. Судья Ларина несколько раз добивалась от нас уточнений и подтверждений взаимосвязей всех компаний с одним злодеем.
Мы предоставили кучу выписок и сводок, подтверждающих нашу правду, и наконец, убедили «их честь» в необходимости переложения ответственности на директора Дзебоева. Произошло чудо!
Данное дело лишний раз подтверждает, что в нашей стране необходимо экспериментировать, креативить и никогда не останавливать на достигнутом.
Весь путь занял времени столько же, сколько и с наблюдением, а денег почти в 2 раза меньше.